Поиск по этому блогу

Специальные корригирующие упражнения при дефектах осанки

      Корригирующая гимнастика показана всем детям, имеющим нарушения осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет и выравнивать мышечный тонус, передней и задней поверхности туловища и нижних конечностей. Занятие корригирующей гимнастикой должно включать элементы специальной активной и пассивной коррекции и дыхательные упражнения. Специальная коррекция - это применение корригирующих упражнений для исправления анатомической и функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата. Под активной коррекцией понимают сознательное и целенаправленное использование детьми специальных, корригирующих упражнений, применяемых в сочетании с общеразвивающими средствами физической культуры. Под пассивной коррекцией понимается ряд специальных воздействий, осуществляемых без активного участия ребенка (пассивные движения, лежание на наклонной плоскости, массаж, корсеты, спинодержатели и др.)
      При осуществлении метода активной коррекции необходимо поддерживаться следующих принципов:
1.    Применение общей тренировки в целях оздоровления и укрепления физического развития детей и подростков.
2.    Проведение специальной тренировки опорно-двигательного аппарата и активизация функции дыхания:
а)    мобилизация позвоночного столба (увеличение подвижности в зоне искривления).
б)    разгрузка (лежа и стоя на четвереньках) и вытяжение позвоночного столба (растяжение связочного аппарата и укороченных мышц).
в)    принцип выгибания позвоночника в направлении, противоположной искривлению, мобилизация его.
г)    упражнения в балансировании (равновесие в движении, равномерное укрепление мышц туловища и нижних конечностей).
д)    воспитание привычной правильной осанки.
е)    применение симметричных и асимметричных упражнений.
ж)    развитие механизма правильного дыхания.
      Дыхание - это непрерывный биологический процесс газообмена между организмом и внешней средой. В этом процессе участвует дыхательная, сердечно-сосудистая система и кровь. Любые физические упражнения и особенно дыхательные, активизируют процесс газообмена.
     Дыхательные упражнения (ДУ) - это специальные движения, активизирующие функцию дыхательной системы, способствующие укреплению дыхательных мышц, упражнения на увеличение подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких. Среди них различают: динамические и статические ДУ. Динамические - это такие ДУ, при которых акт вдоха и выдоха сочетается с движениями конечностей туловища или с перемещением тела в пространстве. К статическим ДУ относятся те, которые не сочетаются с какими-либо движениями: ровное ритмичное дыхание в покое; углубление его; изменение типа дыхания (верхне, середне и нижне-грудное); удлинение или укорочение фаз дыхания с включением пауз отдыха и задержки дыхания. Вдох, по длительности более короткий, рекомендуется всегда делать через нос, а выдох, более длительный по времени, выполняется через нос или рот. В последнем случае выдыхать лучше через слегка сжатые губы.
     В урок физкультуры при нарушениях осанки должны входить упражнения на исправление деформации, воспитание навыка правильной осанки, улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы на фоне общеоздоравливающего влияния. Его можно провести по следующей схеме (табл. 2).
      Профилактике и исправлению любых дефектов осанки у детей очень помогают четыре упражнения, которые следует выполнять 3-4 раза в день до еды или через 2 часа после еды.
1. Стоя на коленях, сесть на пятки и сцепить пальцы рук в замок за спиной. "Раскрыть" грудную клетку и выпрямить сцепленные руки. Сделать несколько вдохов-выдохов, затем глубоко вдохнуть. На выдохе наклониться вперед и не отрывая таза от пяток, вытянуть руки назад-вверх перпендикулярно полу. Грудь прижать к коленям (6-8 раз).
2.    Сесть между пятками, руки согнуть за спиной, ладони сложить пальцами вверх (голова вертикально). Удержать эту позу 10-30 с (6-10 раз). Это упражнение можно выполнять и стоя.
3. Сидя на пятках на коврике (или стоя), опустить плечи, вытянуть одну руку вверх, а другую согнуть за спиной. На выдохе сцепить руки за спиной. Голову и корпус держать прямо. На несколько секунд задержать положение, дышать ровно. Затем расслабить руки и поменять их положение (6-8 раз).
4.    Сидя на полу, широко развести ноги, затем согнуть их в коленях, сложить подошвами вместе и притянуть пятки к тазу. Колени надо опустить как можно ниже одновременно вытягивая позвоночник вверх. Удержать положение (4-5 с), дыхание произвольное.
      Составление индивидуального комплекса упражнений по исправлению нарушений осанки требует тщательного анализа причин их возникновения, учёта возраста, состояния здоровья, общего физического развития, физической подготовленности, а также изменений со стороны позвоночника и степени их выраженности. При этом каждый комплекс должен включать упражнения на растягивание и увеличение подвижности позвоночника, корригирующие упражнения и формирующие мышечный корсет, укрепление как глубоких, так и поверхностных мышцы спины и живота, дыхательные и вырабатывающие навык ощущения правильной осанки.

 
                                Схема урока физкультуры при дефектах осанки

Части урока
Задачи
Содержание
Вводная
(5-7 мин.)
Умеренное общетонизирующее воздействие на организм. Активизация обменных процессов.
Организация внимания занимающихся и подготовка их к выполнению сложных по координации движений. Фиксирование внимания на осанке.
Ходьба, бег.
Дыхательные упражнения. Общеразвивающие гимнастические упражнения.
Упражнения с фиксированием правильной осанки, (выполнять лучше перед зеркалом).
Основная I часть
(10-20 мин.)
Коррекция основных и сопутствующих проявлений дефекта осанки. Укрепление отдельных мышечных групп.
Совершенствование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Формирование мышечного корсета (укрепление мышц туловища).
Улучшение подвижности позвоночника.
Специальные корригирующие упражнения для коррекции нарушенных физиологических изгибов и асимметрии осанки.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (в положении лежа с мячами, гантелями, палочками, в сопротивлении).
Упражнения на гимнастических снарядах (наклонная плоскость, гимнастическая стенка, кольца, перекладина и др.)
Упражнения в упоре стоя на коленях.
II часть
(10-15 мин.)
Создание мышечно-суставного ощущения правильной осанки. Воспитание правильной осанки. Адаптация кардиореспираторной системы к физическим нагрузкам.
Специальные упражнения способствующие созданию мышечно-суставных ощущений (ходьба с мешочком песка на голове по бревну, по полу на носочках; бросок мяча в баскетбольную корзину двумя руками и др.).
Закрепление навыка правильного положения тела во время игр, бега, ходьбы, стояния и т.д.).
Упражнения на дыхание и расслабление.
Заключи­тельная
(10 мин.)
Снижение уровня протекания вегетативных функций.
Совершенствование умения постоянно подкреплять положение правильной осанки.
Медленная ходьба, ходьба с различными движениями рук в сочетании с дыханием (с открытыми и закрытыми глазами).
Упражнения на расслабление, внимание и дыхание.
Проведение пристеночного теста.
   
  В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения -в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса. физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников с нарушениями осанки. В целях профилактики и устранения нарушений осанки упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого школьника с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений. Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.
      Учащихся с нарушениями осанки необходимо научить искусству расслабления. С этой целью в группах корригирующей ритмической гимнастики для школьников среднего и старшего возраста до начала занятий и в конце их полезно проводить упражнения на расслабление с элементами аутотренинга, который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки. Перед началом занятий учащиеся расслабляют свои мышцы, лежа на спине, слушая голос учителя, медленно и властно произносящего фразу: "Мышцы расслаблены. Я встану, голову - вверх, плечи разверну, чуть сведу лопатки, живот подтяну, исправлю положение таза!" Учащиеся мысленно повторяют эту фразу, встают, принимая правильную осанку. В дополнение дети с похожими нарушениями осанки могут попарно подойти друг к другу, провести взаимоконтроль и коррекцию положения надплечий, лопаток, позвоночника, таза.
      При нарушениях осанки и при сколиозах особое значение в физическом воспитании приобретает плавание, сочетающее закаливающее действие водной среды с оптимальной физической нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и кардиореспираторную систему. При плавании могут использоваться разного рода поддержки и вспомогательные средства, увеличивающие плавучесть. Плавательные движение и способы плавания подбираются в соответствии с имеющимися нарушениями осанки: для коррекции сколиотической осанки используют плавание стилем брасс; для устранения нарушений осанки в сагиттальной плоскости рекомендуется кроль, баттерфляй и плавание на спине.
Можно широко применять различные упражнения и игры в воде (при этом достигается эффективная разгрузка позвоночника и мышц туловища, в связи с действием статических и гравитационных сил).
    При проведении оздоровительной и корригирующей гимнастики следует применять различные исходные положения, а при выполнении упражнений добиваться правильной установки таза, позвоночника, головы, плечевого пояса и ног. Надо помнить, что мышцы на стороне выпуклости деформации растянуты и ослаблены, а на стороне вогнутости - укорочены и напряжены.
     Так, при сутулости и круглой спине большие и малые грудные мышцы стягивают плечи вперед, а мышцы спины, особенно межлопаточной зоны, растянуты и ослаблены. Главная задача в этом случае укрепить мышцы спины и растянуть мышцы передней поверхности грудной клетки. Голова при выполнении этих и других упражнений должна находиться в правильном положении, то есть в плоскости корпуса.



Комментариев нет:

Отправить комментарий