Поиск по этому блогу

Содержание и методика физической культуры при нарушениях осанки

     Рациональное физическое воспитание должно обеспечивать своевременное формирование основных позних реакций и двигательных навыков ребёнка, под влиянием которых находится процесс образования физиологических изгибов позвоночника и угла наклона таза. Гармоничное сочетание динамической нагрузки и статических усилий обеспечивает формирование правильной осанки. Основным средством профилактики и коррекции нарушений осанки являются физические упражнения и здоровый образ жизни.
     Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.
     Поэтому не менее важное профилактичное значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияния на общее физическое развитие и функциональное состояние мускулатуры, так как активное удерживание корпуса, плечевого, тазового пояса и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для осуществления этой цели должны быть использованы дифференцированно подобранные упражнения утренней гигиенической гимнастики; уроки физкультуры в школе, насыщенные физическими упражнениями прикладного и игрового характера; физкультминутки во время уроков и двигательная активность в перерывах между ними. Для этого необходимо, чтобы на школьном участке были установлены соответствующие снаряды (вертикальные и горизонтальные лестницы, перекладины, низкое бревно для балансирования, качели и другие приспособления).
       В общем комплексе средств, воздействующих на физическое развитие, особенно большая роль принадлежит правильно построенному уроку физкультуры, цель которого заключается в оказании общеукрепляющего влияния на организм ребенка, а не в выработке узких навыков спортивного характера. Но в то же время правильный подбор спортивных упражнений и занятия спортом (плавание, легкая атлетика, баскетбол, спортивные танцы, гимнастика, туризм, ритмическая гимнастика и др.) окажут большое влияние на гармоничное развитие ребенка и подростка.
      Одна из самых доступных форм физкультуры для детей - это утренняя гигиеническая гимнастика. В ней должно быть акцентировано внимание на упражнениях, укрепляющих мышцы, сближающие лопатки, расширяющих грудную клетку, усиливающих длинные мышцы спины (разгибатели корпуса) и брюшной пресс. В связи с этим целесообразно физические упражнения выполнять не только стоя, но также из положения лежа на спине, животе, стоя на четвереньках и в комплекс включать упражнения с гимнастической палкой и скакалкой.

              Примерный комплекс упражнений гигиенической гимнастики для детей с
дефектами осанки.

1. И.п. - стоя; руки на поясе. Развести локти и свести лопатки - вдох; и.п.
-    выдох (4-5 раз).
2. И.п. - стоя; руки разведены в стороны. Круговые движения руками назад и вперед (5-6 раз). Дыхание произвольное.
3. И.п.- стоя; ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; и.п. - вдох (4-5 раз).
4. И.п. - стоя с палкой в руках. Присесть с прямым корпусом, вытягивая прямые руки вверх и несколько назад - вдох; и.п. - выдох (4-5 раз).
5. И.п. - лежа на спине, руки вдоль тела, плечи и голова слегка приподняты. Попеременно поднимать прямые ноги (6-10 раз каждой ногой). Дыхание произвольное.
6. И.п. - лежа на животе, руки на поясе. Разогнуть корпус - вдох.; и.п. -выдох (4-5 раз).
7. И.п. - стоя; руки на поясе. Поскоки с последующей ходьбой на месте (30 сек. - 1 мин.).
8. И.п. - стоя на четвереньках. Правую руку вытянуть вперед, левую ногу
-    назад. То же другой рукой и ногой (4-6 раз), Дыхание произвольное.
9. И.П. - стоя, руки перед грудью. Развести руки в стороны, ладони вверх с поворотом корпуса - вдох; и.п. - выдох.
10. И.п. - стоя перед зеркалом, руки опущены вниз. Принять правильную осанку. Поочередно напрягая мышцы стоп, голени, бедер и ягодичные. Позвоночник вытягивается вверх. Втягивая копчик и живот, руками постепенно скользить по боковым поверхностям - туловища вверх - вдох. При этом хорошо раскрывается грудная клетка. Руки и голова продолжают тянуться вверх. Задержаться в этой вытянутой позе на 2-3 сек. Затем, медленно опуская голову руки, сделать небольшой шаг в сторону, расслабить мышцы - выдох (2-3 раза).

 
Рис. 11. Корригирующие упражнения, рекомендуемые при нарушениях  осанки, в условиях детской поликлиники.

       Использование перечисленных мероприятий достаточно для поддержания правильного физического развития здорового ребенка и с незначительными дефектами осанки. Для детей с отклонениями со стороны физического развития, сниженной функциональной способностью определенных мышечных групп и недостаточной выносливостью к физическим нагрузкам должны бытьорганизованы дополнительные занятия физкультурой и корригирующей гимнастикой в школе, дома в виде самостоятельных занятий и в кабинетах лечебной физкультуры при детских поликлиниках (рис. 11). Подобные мероприятия имеют большое лечебно-профилактическое значение для детей с нарушениями осанки и страдающих хроническими заболеваниями легких, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий